Кто «за» честные закупки? Мало таких

 

(робкие шаги по тропе финансовых проверок)

В сентябре 2017 года в Интернет просочилась информация о проведенной в марте-мае 2017 года проверке финансовой деятельности Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа за 2015-2016 годы.

УралИнформБюро опубликовало статью «Артемовский Манхеттен» где вкратце описало весьма неприглядную ситуацию с приобретением Комитетом жилых помещений для малоимущих граждан и граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилье.

С содержанием статьи можно ознакомиться в интернете.

Опубликована лишь маленькая толика информации, а всего проверок было три. По долгу службы заинтересовались покупкой квартир Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа, Министерство финансов Свердловской области и Счетная палата Артемовского городского округа. Все три надзорные инстанции были как никогда единодушны в выявленных нарушениях действующего законодательства со стороны КУМИ АГО (далее по тексту – Комитет).

Основной вывод финансовых проверок очень простой: в действиях Комитета имело место неэффективное расходование средств местного и областного бюджетов при проведении муниципальных закупок. Квартиры в городе Артемовский и в поселке Буланаш (особенно в последнем населенном пункте) приобретались Комитетом по неправомерно и чрезмерно завышенным ценам. То есть, при соблюдении законов и иных правовых актов (в том числе муниципальных) должностными лицами Комитета по управлению муниципальным имуществом  могло быть приобретено в муниципальную собственность гораздо большее количество квартир, чем фактически было закуплено Комитетом. Соответственно, большее количество артемовских семей смогли бы получить жилье. Грустная  информация, учитывая немалое количество жителей Артемовского городского округа, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Но сегодня о грустном не будем – будем говорить об удивительном, как возможно создавать и использовать различные схемы покупок и продаж жилья, вроде бы не нарушая закон.

 

2015 год. Конкурсы. Вопросы…

Комитет проводит открытые конкурсы по приобретению квартир, т.е. извещает через сайт закупок о сроках приема заявок от потенциальных продавцов, затем, в запечатанных конвертах принимает заявки, в конкретный день в определенное время, в заранее обусловленном месте комиссия (работники Комитета) вскрывают конверты и определяют победителя. Всего было проведено 9 конкурсов и по всем – вопросы, вопросы, вопросы…

Завышена начальная максимальная цена закупок и как результат — неэффективное использование бюджетных средств для закупки жилых помещений на вторичном рынке составило  3 миллиона 557 тысяч рублей (по 8 из 9 закупкам). Наглядный пример: 3-комнатная квартира на автобазе, общей площадью 58 кв.м (год постройки 1985) приобретена за 1 миллион 800 тысяч рублей, а большая по площади на целых 10 квадратов и «моложе по возрасту» на 11 лет (год постройки 1996) квартира по Банковской,8, куплена Комитетом дешевле: за 1 миллион 700 тысяч рублей. Где Киев и где огород? Как-то пазлы не складываются.

А квартиру на окраине города (хлебная база) за 1 миллион 600 тысяч не желаете? А Комитет – пожелал!  Удивительное рядом.

В одном из 9 конкурсов было подано 2 заявки, начальная цена была снижена на 700 000 рублей, однако Комитетом признана победителем заявка, имевшая в тексте существенные противоречия и неоговоренные исправления, что является недопустимым. Т.е. Комитет проигнорировал собственные требования конкурсной документации?

По 2-м закупкам в нарушение статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации при заключении контрактов согласие супругов на отчуждение квартир Комитет не запрашивал. То ли был уверен, что возражений со стороны другого супруга не будет, то ли законов не ведал?

 

Продавцы воздуха.

По 6 из 9 закупкам Комитетом приобретались квартиры, бывшие в собственности у продавцов  чуть более или даже менее одного месяца.

Вот такие есть «продвинутые» жители городского округа. Умудрились прям воздух продать: вроде и свою квартиру, а вроде… Учитесь!

Так, 2-комнатная квартира в пос. Кирова, площадью 47 кв.м, год постройки 1990, стала собственностью гражданина Ю.А.В. 21.05.2015, продана им же Комитету 17.06.2015, причем им куплена за 850 000 рублей, а продана Комитету через 27 дней за 1 400 000 рублей. «Навар» продавца квартиры от сделок нехилый – 550 000 рублей (разница между покупкой и продажей). А сам продавец-то успел увидеть, что продает? Или –«вот пуля просвистела… и ага»?

Гражданин К.Р.В. 03.12.2015 приобрел право собственности на 1-комнатную квартиру в общежитии в пос. Кирова, площадью 28,5 кв.метров, год постройки 1988 за ? (не установлено) рублей, а через  18 дней продал ее Комитету за  680 000 рублей. «Навар»  неизвестен, но, похоже был, иначе зачем было затевать все это? Нелогично.

Гражданка Г.Л.В. 08.06.2015 стала собственницей 1-комнатной квартиры в общаге в пос. Буланаш, площадью 33,4 кв.метров, год постройки 1983 за 650 000 рублей, а через 1 месяц и 16 дней продала ее Комитету за  670 000 рублей. «Навар»  – 20 000 рублей, скромно, но это ведь еще не все.

Ее муж Ж.В.Г. 12.05.2015 приобрел право собственности на 2-комнатную квартиру в пос. Ключи, площадью 38,5 кв.метров, год постройки 1996 за 580 000 рублей, а через 1 месяц и 5 дней продал ее Комитету за  900 000 рублей.  Г.Л.В. как супруге пришлось дать Ж.В.Г. согласие на продажу второй только что приобретенной в семейную собственность квартиры. Соответственно, «личный навар» мужа  – 320 000 рублей, «общесемейный» — 340 000 рублей. Вполне приемлемо.

Но больше всего за счет бюджетных средств «наварились» однофамильцы с одинаковыми фамилиями и отчествами (братья?), получив на двоих чистого дохода – 1 миллион 320 тысяч рублей (!)

Гражданин Т.Ф.Х 19.05.2015 приобрел право собственности на 2-комнатную квартиру в пос. Ключи, площадью 48,4 кв.метров, год постройки 1997 за 780 000 рублей, а через  28 дней продал ее Комитету  за  1 400 000 рублей. «Навар»  составил  620 000 рублей.

Его однофамилец (или родственник?) Т.В.Х 03.12.2015 стал собственником  3-комнатной квартиры на хлебной базе, площадью 60 кв.метров, год постройки 1993 за 900 000 рублей, а через  18 дней продал ее Комитету  за  1 600 000 рублей. «Навар»  за 18 дней собственности небывалый — 700 000 рублей. Просто сказка.

Итого, не заморачивались содержанием жилых помещений и поимели неплохой доход (только купил квартиру за одну цену и сразу продал ее Комитету на сотни тысяч рублей дороже) 6 граждан, соответственно, 6 квартир были приобретены в муниципальную собственность дороже их рыночной стоимости на 2,2 миллиона рублей (чистый «навар» продавцов).

Не может не возникнуть  вопрос: конкурсная комиссия Комитета по управлению муниципальным имуществом этой разницы не увидела или не захотела увидеть?

Есть и  другие вопросы.

А эта скупка и перепродажа жилья почти в промышленных масштабах, не приурочивалась ли к проведению конкурсных процедур? Или, наоборот, конкурсы не приурочивались ли к скупке квартир? Все-таки 6 из 10 квартир (или 60%), участвующих в объявленных Комитетом конкурсах, и 6 из 9 (66,6%) приобретенных Комитетом жилых помещений были в собственности у продавцов менее 1-2 месяцев и купил их Комитет по явно завышенной, по сравнению с рыночной, цене. Не видеть этого конкурсная комиссия Комитета не могла.

А продавцы – явно продвинутые граждане, обладающие некими экстрасенсорными способностями: знали, что вложенные во вновь приобретенные квартиры деньги через месяц-другой вернутся не одни, а приведут с собой еще немалое количество приятелей из бюджетных средств.

Напрашивается однозначный вывод: видимо, знали эти люди о будущих конкурсах и не об абстрактных, а весьма и весьма конкретных: и какие условия Комитет при объявлении открытых конкурсов выставит и предлагаемые цены. Ни дать ни взять – биржевые маклеры!

И как в игре на бирже – кому как повезет.

Например, Комитет объявил конкурс на сумму  677 000 рублей  через 2 дня с момента, как Г.Л.В. за 650 000 рублей стала собственницей квартиры в общежитии на Буланаше, а вот Т.В.Х. спустя полгода, похоже, провел соответствующую  «рекогносцировку» на местности и поступил проще, но гораздо эффективнее: дождался объявления о конкурсе на 1 600 000 рублей и через три дня купил квартиру, нужную КУМИ, всего за каких-то  несчастных 900 000 рублей. Также поступил и К.Р.В. Правда в таком случае имеется опасность опоздать с подачей документов, ведь право собственности на купленную квартиру надо  еще успеть зарегистрировать в Росреестре, но слава богу, все обошлось.

И  все равно, так, как  поступили Т.В.Х и К.Р.В., оказалось вернее, а то способности-способностями, но вот можно и прогадать как Г.Л.В., которая, поторопившись и купив «кота в мешке», чистого дохода получила всего 20 тысяч, тогда как осторожный Т.В.Х – 700 тысяч полновесных рубликов.

 

Ау, Закон! Ты где?

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе – по приобретению недвижимого имущества от имени муниципального образования.

Закон предусматривает несколько конкурентных видов (способов) закупок. При этом электронный аукцион является способом определения поставщиков, менее подверженным риску коррупции, чем открытый конкурс. Победитель аукциона определяется «компьютером» (автоматически на электронной площадке), а победитель конкурса — «человеком» (конкурсной комиссией).

Согласно действующему законодательству Комитет как муниципальный заказчик  в 2015 году просто обязан был осуществлять закупку жилых помещений путем проведения аукциона в электронной форме (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 2019-р), но никак не путем проведения открытого конкурса. То есть, проводя конкурс на приобретение квартир Комитет, получается, прямо нарушил закон? И этот факт остался безнаказанным?

 

2016 год. Аукционы. Приоритет – поселок Буланаш.

Комитет проводит электронные аукционы по приобретению жилых помещений. Вот уж где, кажется, все прозрачно, открыто и законно. Ан, нет! И тут, оказывается,  есть возможность ухватить сладкий кусок бюджетного пирога, главное вовремя и правильно подсуетиться.

Всего Комитетом по управлению муниципальным имуществом было объявлено 39 аукционов, по результатам которых в муниципальную собственность по заключенным  контрактам приобретено 18 квартир, в том числе: в городе  Артемовский   — 5 квартир, в поселке Буланаш  – 13 квартир. То есть в 2016 году Комитет со своими закупками плавно «переехал» из города в поселок городского типа (признан сельской местностью): в 2015 году в поселке  Буланаш была приобретена 1 квартира из 9-ти закупленных Комитетом (11,1%), в 2016 году – в поселке Буланаш объявлено 30 аукционов из 39 (77%), приобретено 13 квартир из 18 (72,2%). Во как! В городе очередь нуждающихся в жилье поменьше, что ли? Вроде все наоборот.

Если бы квартиры в поселке покупались бы Комитетом дешевле, чем в городе, такое смещение приоритетов было бы хотя бы понятно, но этого не произошло. Следовательно, благосклонность Комитета к поселку Буланаш несколько удивляет.

Поселок Буланаш действительно оказался таким себе «уральским Манхеттеном» (из Википедии: Манхэттен — один из самых богатых в США округов с населением более 1 млн человек, одно из мест с наибольшей концентрацией капитала в США, соответственно и жилье здесь недешевое): трехкомнатную  квартиру в поселке, Комитет оценил свыше 2 млн. рублей, а  вот в городе всего за 1 млн. 797 тысяч, однокомнатную в поселке  Комитет готов купить за 1 млн. 176 тыс. рублей, а за такую же по площади в городе предлагает не более 897 тыс. рублей. Приоритеты расставлены, но логическому обоснованию не поддаются.

 

Веселый счет:

А теперь цифры (информация с сайта госзакупок). Все открыто и прозрачно – анализируйте, сопоставляйте и делайте выводы насколько это законно:

В 18 из 39 закупок заявки на участие в аукционах подавали всего 6 участников, что наглядно свидетельствует о наличии ограничения конкуренции путем ограничения числа участников, в том числе — по годам постройки дома, по площади, по этажности, по количеству комнат и техоборудованию квартир.

Есть аукционы, где покупались квартиры только с навесными или натяжными потолками. Тем, кому жить негде или жилье на ладан дышит, оно надо? Наверно, и нормальной квартире с побелкой они были бы рады.

Есть аукционы, где вилка общей площади варьировалась в пределах от 3,0 до 3,6 кв.метров. Это к чему такая скрупулезность?

Кстати, в том аукционе, где ограничения по площади составили 3,0 кв.метра (не менее 58,9 и не более 61,9 кв.м) и год постройки дома Комитету потребовался – не ранее 2009, и этаж только 2,3 или 4 в пятиэтажном (не менее) доме и полы в санузле – только керамические или  наливные, и по всей квартире потолки только натяжные или подвесные (в том числе — в санузле). Много будет предложений? Вряд ли. По пальцам пересчитать жилые дома не менее 5-ти этажей, сданные в эксплуатацию в нашем городе в период с 2009 по 2016 годы.

И ведь нашлась одна такая квартира. Всё как Комитету понадобилось: и год постройки прям в строку оказался, и потолки натяжные в санузле и в вилку до 3-х метров квадратных тютелька в тютельку квартира уложилась! Прям, как заказывали! Получите на блюдечке с голубой каемочкой.

Но здравый смысл, не переставая, зудит и зудит, что таких совпадений просто не бывает! Подобные совпадения могут быть только заранее подготовленными и спланированными.

Судите сами: 12.04.2016 один из продвинутых продавцов квартир 2015 года берет доверенность у собственника длительное время продававшейся квартиры (при остановившихся продажах на рынке городских квартир, кто бы за 2-хкомнатную квартиру приличную сумму отхватить не пожелал бы) с документами на квартиру, естественно. Через 9 дней (ясновидение – не иначе, правда с чьей стороны не известно) Комитетом объявляется электронный аукцион, ограничивающий конкуренцию, на квартиру, по теххарактеристикам очень похожую на ту, по которой доверенность у Ж.В.Г. уже на руках, и еще через 2 недели (05.05.2016) Комитет принимает решение заключить контракт на покупку квартиры. С кем? Догадайтесь с трех раз! С Ж.В.Г., конечно. А вы сомневались?

Красота-красотень, ни тебе никаких других участников, которые могут быть непредсказуемыми (ограничений умотаться!), ни головной боли от проверки участников на соответствие условиям аукциона (ведь Ж.В.Г. — проверенный представитель, не зря доступ к информационной системе Комитета имеет!), ни снижения начальной цены при проведении аукциона (а кто еще рискнет заявку прислать, если конкретная квартира в аукционной документации прописана? Тщетно пытающаяся продать свою квартиру баба Маша с улицы Ленина, где домов 2009 года выпуска и позднее сроду не бывало?!). При таком жестком ограничении конкуренции аукциона точно не будет, следовательно, заявленная начальная цена не снизится. И всем хорошо.

А ничего, что пришлось заплатить 1 800 000 бюджетных (наших с вами) рублей собственнику, который был согласен продать свою квартиру на 400 тысяч рублей дешевле?

Как выявили проверяющие,  Комитет не создал равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, которая должна быть  основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товара (в данном случае – приобретения жилых помещений в муниципальную собственность).

В итоге в 2016 году из 18 закупок состоялся только 1 аукцион, при этом начальная цена  была снижена на 476 тысяч 659 рублей 08 копеек (вместо предлагаемых Комитетом 1176936,00 рублей за 1-комнатную квартиру площадью не менее 34,8 кв.м в поселке Буланаш, в том же населенном пункте была приобретена 1-комнатная квартира площадью 36 кв.м за 700 тысяч 226 рублей 92 копейки.

Случилось так, потому что на аукцион заявилось два участника, аукцион состоялся и один из участников — ИП Б.А.Т. снизил цену  до 706 276,92 рублей, то есть до 60% от начальной. Считай, конкуренция участников сбила цену почти в 2 раза! И продали же квартиру за цену почти на полмиллиона ниже, из чего следует, что  начальная цена Комитетом изначально  была завышена.

К великому сожалению для нуждающихся в улучшении жилищных условий и потенциальных продавцов квартир на территории городского округа и к большому горю для местного и областного бюджетов — более аукционов в 2016 году не состоялось.

В связи с установленными Комитетом ограничениями из 39 аукционов по 21 аукциону не было подано ни одной заявки, а 17 аукционов признаны не состоявшимися в связи с тем, что подана 1 заявка, но по ним были заключены муниципальные контракты и продавцы получали денежные средства по начальной цене, несопоставимой с фактической — рыночной.

Итого в 2016 году Комитетом была завышена начальная максимальная цена закупок и как результат — неэффективное использование бюджетных средств для закупки жилых помещений на вторичном рынке составило  8 миллионов 84 тысячи 588 рублей (по 17 из18 произведенным Комитетом закупкам).

 

Знакомство с участниками аукционов.

Еще очень удивительный факт: 18 муниципальных контрактов были заключены всего с 3-мя участниками: 1 контракт с ИП Федоровских;  3 контракта с ООО «АТЛАНТ»  и 14 контрактов с физическим лицом Ж.В.Г., не имеющим поначалу даже собственной электронной почты и использующим для подачи заявок в апреле-июне 2016 года   электронную почту Комитета, указанную в аукционной документации самого Комитета.

Вот как-то так получается: пришел человек с улицы в учреждение и просит воспользоваться твоим же учрежденческим электронным сервисом, чтобы с твоим же учреждением  вести по нему официальную переписку. Несколько странновато.

Интересно, любому бы из нас, простых смертных,  дали бы адрес и пароль электронной почты Комитета, или только особо приближенным и проверенным физическим лицам? Граждане – жители городского округа, а вам слабо проверить?!

И еще интересный момент: все трое (ИП, ООО и физлицо) не свои собственные квартиры продавали, а действовали по доверенностям собственников квартир. Да, подобное не запрещено законом, но только  если совершается строго в правовом поле.

Ну, худо-бедно, можно понять, когда граждане доверяют или индивидуальному предпринимателю или какому-никакому обществу продать свое имущество: тут и реклама и соответствующий договор есть, и финансовые вопросы как-то с налоговой утрясаются и, при желании, для успокоения души собственника, ИП и ООО «пробить»  по базам всегда можно.

А вот как быть с физлицом?

Как 14 жителей из разных районов и населенных пунктов городского округа вышли на незнакомого человека, позволив ему (Платно? Бесплатно?) представлять свои собственные интересы в столь интимном и шкурном вопросе как продажа недвижимости?

И никакой рекламы не видно и предложений типа «Продам Вашу жилплощать, берусь оказать услугу бесплатно, но за реальные тугрики для Вас» не поступало. И вообще деятельность столь активного и плодотворного участника аукционов по продаже квартир (14 результативных аукционов – считай рекорд!)  почему-то никак не афишировалась. А жаль – это ж такие деньги могли бы получить потенциальные продавцы квартир округе, на какие и не рассчитывали, если бы такого помощника как  Ж.В.Г. отыскали! Не срослось, вернее – срослось, но не со всеми.

Ну, правда интересно, кто и как смог свести столь разных людей: собственников квартир и участника аукционов — физлицо? Жаль, что истины не узнаем. Хотя, кто знает…

 

А был ли мальчик?

В отношении ООО и ИП особенно распространяться даже не хочется, все претензии проверяющих к закупкам с их участием сводятся лишь к завышению Комитетом начальной цены  по 3 аукционам из 4 (по закупке по номером 52 с заявленной Комитетом начальной ценой согласились все проверяющие), где ИП и ООО были единственными участниками.

А вот на 14 аукционах с участием физического лица хотелось бы остановиться поподробнее, поскольку анализ этих закупок выявил определенную закономерность, возможно даже – некую весьма интересную  схему, которая могла бы заинтересовать соответствующие компетентные органы:

Ранее в 2015 году продавший Комитету только что приобретенную квартиру и получив более 300 тысяч рублей чистого дохода, Ж.В.Г. (на сайте закупок можно уточнить ФИО полностью как данного участника закупок, так и  собственников квартир, выдавших ему доверенности на продажу недвижимости), видимо окрыленный прошлым феерическим успехом, в 2016 году регистрируется как участник закупок. И это – при отсутствии собственной электронной почты! Как уж умудрился зарегистрироваться – только остается гадать. В Комитет что-ли обратился с просьбой предоставить ему доступ к информационной сети Комитета, если Email Комитета в сведениях о себе указывает?  Нет ответа.

Но факт остается фактом – гражданин, житель пос. Буланаш Артемовского района Ж.В.Г. был официально зарегистрирован на официальном сайте закупок в качестве участника с указанием как своего официального электронного адреса  электронного  адреса муниципального заказчика – Комитета, и, соответственно, вправе был официально от своего имени физического лица из информационной сети Комитета вполне себе официально подавать свои официальные заявки и официально участвовать в электронных аукционах, предлагая любому муниципальному или государственному заказчику, в том числе и самому Комитету, свои работы, товары и услуги для муниципальных и государственных нужд. Такая информация размещена на сайте закупок по первым 7 аукционам из 14, в которых Ж.В.Г. принимал участие как продавец квартир. Нонсенс! А вообще — был ли мальчик?

 

Ясновидение или как?

Каким-то удивительнейшим образом Ж.В.Г. заранее подыскивает квартиру на продажу и получает нотариально удостоверенную доверенность от ее собственника, который в доверенности указывает  крайнюю цену квартиры, не ниже которой он  (собственник) намеревается  ее продать. При этом собственники поручают своему доверителю Ж.В.Г. собрать необходимые для продажи документы.

В доверенностях собственников также имеется специальная оговорка о возможности продать квартиру через электронный аукцион!

Опаньки! А аукцион на похожую квартирку пока еще не объявлялся!

Ну, о наличии неординарных экстрасенсорных способностей Ж.В.Г. уже можно было догадаться по срочной покупке им же и продаже  тут же Комитету одной из своих собственных квартир в 2015 году. Опыт, как говорится, не пропьешь! Это лишь простой фразеологизм — упаси боже, никаких намеков.

В общем, опыт продажи квартир через муниципальные закупки у Ж.В.Г. имеется,  и предугадать, какую квартиру в муниципальную собственность Комитет будет покупать в ближайшее время, Ж.В.Г. может. Что есть – то есть.

Давайте проверим и вместе проведем  анализ аукционов:

Сначала был пробный шар с квартирой в доме не ранее 2009 года ввода в дома в эксплуатацию: 12-го числа Ж.В.Г. выдана доверенность на продажу квартиры с оценкой собственницы в 1 млн. 400 рублей, 21-го числа (через 9 дней) — объявление Комитета о проведении электронного аукциона по покупке ну очень похожей квартиры за 1 млн. 800 тыс. рублей.  Это апрель 2016 года, там, где натяжные потолки в санузле Комитету понадобились.

Пробный шар оказался удачным, квартира продалась и собственница должна была быть остаться довольной аж на незапланированные 400 тыс. рублей.

Далее купля-продажа жилья за бюджетные денежки стала расширяться в геометрической прогрессии:

В период 12-14 мая 2016 года Ж.В.Г. получает доверенности от двух собственников 1 и 3 комнатных квартир, расположенных  в одном и том же подъезде жилого дома на Буланаше, которые хотели  бы продать свои квартиры: 1комнатную, S 34,6 м.кв. – за 650 тыс. рублей, 3комнатную, S 60,2 м.кв. — 1 млн. 500 тыс. рублей.

Разумные и адекватные желания, правда, увы и ах — рынок недвижимости стоит.

Ну, для того и нужны всякие «Чипы» и «Дейлы» и «Бетманы», которые «спешат на помощь».

Кто в роли бескорыстных помощников выступил Ж.В.Г. или Комитет – не известно, но двум соседям несказанно повезло:

19.05.2016 (через пять дней после получения Ж.В.Г. последней доверенности от собственников!) на сайте закупок Комитет размещает 9 аукционов о покупке 1- и 3-комнатных квартир в пос. Буланаш, 6 из них в 5-9 этажных домах, не ранее 1996 года постройки, а вот 3 квартиры Комитет закупает в жилых домах почему-то уже не ранее 1991 года постройки (?)  в том числе 2 аукциона по покупке  1- и 3-комнатных квартир, 1991 года постройки, площадью 34,4 кв.м и 60,1 кв.м,  по начальной цене 1 млн.160 тыс. и 2 млн.32 тыс. рублей соответственно.

Изумительное совпадение!

Можно сказать – Комитет из-за плеча нотариуса выглядывал, чтоб не ошибиться в изложении условий закупки и не помешать соседям-собственникам получить на 510 тыс. и 532 тыс. рублей (соответственно) больше, чем они сами предполагали выручить от продажи своих квартир. Лишних полмиллиона еще никому не помешали, это правда.

Обратите внимание: год постройки совпал у предложения (Ж.В.Г.) и спроса (Комитет) тютелька в тютельку, площади также (разница в 0,1 и 0,2 кв.м просто смехотворна), ну и другие теххарактеристики квартир безукоризненно сошлись с аукционной документацией. Именно так: не спрос и предложение, как должно быть, а, наоборот, сначала предложение, затем спрос совпали! Сначала доверенность и конкретная квартира, а потом извещение об аукционе на похожую  квартиру.

Вот с ценой как-то не очень сложилось (надеялись на одно, а предложили каждому на «поллимона» больше), но тут уж продавцам просто повезло или…не просто.

 

Если звезды зажигаются, значит…

Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно.

Не хотелось бы думать плохо, но правда очень странная закономерность вырисовывается:

Из 9-ти доверенностей, оформленных на Ж.В.Г. ранее официально опубликованного извещения Комитета о проведении соответствующего аукциона, следует, что собственники 8 квартир намеревались выручить от продажи своих квартир сумму гораздо меньшую, чем объявил Комитет.

То есть, если читать наоборот, Комитет официально предложил собственникам за их квартиры суммы больше, чем хотели сами собственники (далее указываются две последние цифры извещений Комитета на проведение электронных аукционов по приобретению жилых помещений в муниципальную собственность — №01623000557160000ХХ):

— на  250-300 тысяч рублей (аукционы №№ 21,22,31,40)

— на  400 тысяч рублей (аукцион № 06)

— на 510-532 тысячи рублей (аукционы №№и 14 и 16),

— на 897 тысяч рублей (аукцион № 33).

Нет, есть и  ситуации, где Ж.В.Г. получил доверенность от собственников квартир уже после того, как были объявлены аукционы, аж целых 5 штук!

Зная об аукционных ценах, тем не менее, собственники 4-х квартир устанавливают своему поверенному Ж.В.Г. нижний предел продажной цены гораздо меньше, чем аукционной :

— на 876 тысяч рублей (аукцион №27),

— на 476-549  тысячи рублей (аукционы №№и 37 и 38),

— на 128 тысяч рублей (аукцион № 33).

Получается, что сами собственники достаточно реально оценивали свои квартиры и действительно получили от их продаж значительно больше, чем рассчитывали.

А что не взять, если дают! Ну, бывает, продешевили они, собственники, когда подписывали доверенность, но в итоге все равно здорово получилось!

Не повезло лишь одной собственнице, которая могла бы получить почти на 476 тысяч рублей больше по аукциону № 37, если бы на аукцион не заявился еще один участник, с маху сбивший начальную цену (об этом уже говорилось выше).

Вот в голове не укладывается, как  можно было при расчете начальной цены закупаемых на аукционах квартир «ошибиться» на сотни тысяч рублей,  а в некоторых аукционах — почти до миллиона рублей ?!

Почему начальная аукционная цена либо определялась при сравнении квартир без проведения надлежащего анализа рыночных цен, либо рассчитывалась по цене квартир не ранее 2011 года постройки, либо для расчета начальной цены закупаемых Комитетом квартир брались рыночные цены   квартир, явно больших по площади и количеству комнат?

Специально завышались цены? Зачем? В чьих интересах?

Официально выгоду должны были получить продавцы. В их честь звезды зажжены? Верится с трудом.

Легко быть альтруистом и благодетелем страждущих за бюджетные средства.  Или  факта «бездвоздмездно», то есть – даром» в природе не существует?

 

«Секретные материалы» аукционов.

Несоответствие аукционных цен рыночным ценам на соответствующие квартиры подтверждено материалами финансовых проверок.

Вместо требуемых округу квартир в домах не ранее 1990 года постройки в городе  и не ранее 1966 года постройки  в поселке Буланаш, Комитет в аукционной документации указывает  с 1988 по  2009 годы в городе и с 1980 по 1996 годы. При повторном объявлении аукциона (если не заявилось ни одного участника) года постройки домов в пос. Буланаш варьируются и в большую и в меньшую сторону, алгоритм определить трудно.

50% аукционов с подходящими теххарактеристиками закупаемых Комитетом квартир объявлялись после получения одним из участников  (Ж.В.Г.) доверенности собственников на продажу.  Другие участники  доверенности от собственников получали после размещения Комитетом  аукционной документации  на сайте госзакупок.

По 4 доверенностям из 18 (22%) порог снижения цены указан не был, 78% собственников квартир в доверенностях указали реальные рыночные цены своей недвижимости.

Одну  квартиру  из 9-ти, по которым доверенности были оформлены на Ж.В.Г. ранее официально опубликованного извещения о проведении соответствующего аукциона (аукцион №57), собственник вообще продавал по цене «на усмотрение» Ж.В.Г. Кто в наше время поверит в такую наивность или  в такой пофигизм собственника? Никто. Тем более, что в декабре 2016 года квартира «пофигиста» была продана за 2 млн 161 тыс. рублей. И это в поселке Буланаш, даже не в городе!

Значит, знали и собственник квартиры и его представитель  Ж.В.Г., что будет объявлен нужный аукцион и цена приличная будет, иначе вся эта шкурка выделки не стоит.

Не верите? А зря? Помните, что есть в природе «спешащие на помощь»? Так вот они тут как тут.

Информация строго конфиденциальная, секретная, взята исключительно с сайта закупок (из той ее части, куда доступ имеют все без исключения – и заказчики, и участники закупок и праздно-любопытствующие):

Из 39 объявленных Комитетом аукционов на приобретения жилых помещений в муниципальную собственность с целью распределения ее муниципалитетом для нуждающихся в улучшении жилищных условий, 6 (запомните – шесть!) аукционов имели самую высокую начальную цену подлежащей закупке квартиры – 2 млн. 161 тыс. рублей.

Комитет в мае, июне, сентябре и октябре 2016 года объявил 5 (пять) аукционов с указанной начальной ценой 2 млн 161 тыс. рублей  (аукционы №№ 19,28,39,46,49) по приобретению  в поселке Буланаш 3х-комнатной (и только 3-хкомнатной, ни больше и ни меньше комнат!)  квартиры в жилом доме этажностью не менее 5 этажей (жилые помещения на первом и последнем этажах не рассматривались), общей площадью не менее 63,9 м.кв. (верхнего ограничения не было), Аукционная документация всех пяти аукционов  различается  годом постройки дома, где должна была быть расположена вожделенная квартира: 1996,1990,1988,1996,1991 года соответственно. Ни одной заявки по 5 указанным аукционам не подано.

А теперь, внимание —  бомба! Аукцион № 57.

Через 6 дней после оформления доверенности  «на усмотрение» Ж.В.Г. на сайте закупок появляется извещение Комитета о проведении аукциона № 57 с той же объявленной ранее ценой – 2 161 098,00 рублей, но уже с чуть-чуть подправленными условиями: год постройки дома уже не ранее 1990, квартира может располагаться на всех этажах, кроме последнего, т.е. первый теперь можно, квартира уже не 3х-комнатная, а  «не менее 3-х комнат» и площадь ее не просто «не менее 63,9 кв.м», а «не менее 63,9 кв.м и не более 80,0 кв.м». Вот вам!

И эти условия Комитетом были выставлены на аукцион при наличии к этому времени на руках у  Ж.В.Г. выданной собственником доверенности на продажу 4-х(!)комнатной квартиры, общей площадью 78,9 кв.м (!), на первом (!) этаже пятиэтажного дома соответствующего года постройки! Вау, какое точное попадание!

А теперь скажите, найдется ли человек, способный доказать, что данный аукцион объявлялся не под конкретную квартиру, которую собственник позволил продать «на усмотрение» участника аукциона Ж.В.Г.?  Довольно сомнительно.

Еще забавный факт: одновременно с аукционом № 57 Комитет объявил еще один аукцион — № 58 с теми же параметрами закупаемой квартиры как в № 57, только «помоложе возрастом» — год постройки не ранее 1992 и поболее размером (нижний порог общей площади ограничен не 63, 9 кв.м как в № 57, а 76,4 кв.м). Но вот  начальная цена более «молодой» и большей площади квартирки почему-то установлена значительно меньше на 461 тысячу рублей, чем в аукционе № 57 – всего 1 700 000 рублей.

В чем причина такой разницы объяснить сложно, но и тут спрос нашел свое предложение. На следующий (!) день после появления извещения на сайте закупок нащ хороший знакомый Ж.В.Г. умудрился-таки найти желающего (вернее желающих, а их оказалось немало – 6 человек) продать свою 4-хкомнатную квартиру по цене «на усмотрение» Ж.В.Г. Такая оперативность достойна восхищения.

Кстати, при сравнении условий  других аукционов № 16 и № 20 от 19.05.2016 сложилась идентичная ситуация. За трехкомнатную квартиру, площадью не менее 61,9 кв.м в доме 1996 года постройки в пос. Буланаш Комитет предложил 1 540 000 рублей (№ 20 – не состоялся), а за такую же квартиру, но по параметрам похуже (площадью чуть поменьше, в доме постарше на 5 лет) предложено  2 032 582,00 рублей. По аукциону №16 заявился единственный участник Ж.В.Г. и Комитетом приобретена квартира 60,2 кв.м, но по большей цене.  Разницу в цене 492 582.00 рублей кто-нибудь объяснит? А ведь это бюджетные средства.

31.05.2016 все оказалось еще вопросительней: при абсолютно равных параметрах всех теххарактеристик  (кроме площади) закупаемых Комитетом квартир по аукционам № 24 и № 29, начальная цена квартиры априори большей площади оценена на 509 492,00 рублей меньше. Начальная цена № 24 – 1 540 000 рублей, № 29 —  2 049 492,00 рублей. Одно успокаивает – на аукционы никто не заявился и бюджет не потревожил.

Судя по всему, необъяснимая разница в ценовой политике Комитета, когда по меньшей цене объявляются аукционы на жилое помещение с более лучшими параметрами, могла бы стать объектом пристального внимания компетентных органов. Но, похоже, не стала.

 

Факты, которые вопят сами за себя.

По-русски – вопиющие факты.

Аукцион № 36 от 29.06.2016. В феврале 2016 года жительница квартиры в 9-тиэтажном общежитии в пос. Буланаш приватизирует свою квартиру, в мае регистрирует договор приватизации в Росреестре, т.е. 12.05.2016 становится официальной собственницей жилого помещения площадью 35,1 кв.м.

Живи и радуйся, но не таков русский человек! Собственная квартира –это собственная квартира, что хочу – то и делаю с ней.

Через полтора месяца (29.06.2016) объявляется аукцион на 1 комнатную квартиру и начальная цена приемлемая – 578 322 рубля. За неделю новоявленная собственница умудряется найти нашего знакомого Ж.В.Г. и 06.07.2016 распоряжается продать квартиру не менее, чем за 450 000 рублей. В том числе – на аукционе. Ж.В.Г. продает квартиру за начальную цену и собственница 16.08.2016 получает на руки около 600 тысяч рублей.

Хорошо всем: собственница хоть и осталась без жилья, но получила хорошее денежное вспомоществование, единственный участник аукциона, работающий на благо жителей городского округа  «бездвоздмезно, т.е. даром» смог поставить себе галочку, что еще одно хорошее дело сделал, а муниципалитет получил квартиру, которую можно распределить нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Все замечательно, но гладко не бывает и червячок сомнения шевелится, и, похоже, совсем не зря.

Во-первых, что-то жалко собственницу. Ведь проданная ею квартира – это  ее единственное жилье (иначе квартиру бы не разрешили приватизировать!) и на вырученные деньги, наверно трудно подобрать себе что-то стоящее для проживания. Вот интересно, куда съехала собственница из проданной квартиры, которую должна была освободить в обязательном порядке?

Во-вторых, как оказалось впоследствии, квартира по техническому и санитарному состоянию оказалась не соответствующей аукционной документации, что и выявили в 2017 году проверяющие: неработающая плита, требующая замены, отваливающаяся потолочная плитка и разрушенная стена за панелями.  А Комитет куда смотрел? Вот где аукнулся пункт муниципального контракта, позволяющий не проводить приемку квартиры от продавца.

Аукцион № 27 от 31.05.2016.

31.05.2016 Комитет объявляет аукцион на 3-комнатную квартиру не менее 61,4 кв.м в доме не ранее 1990 года постройки по цене просто зашибись (!)  — 2 076 548,00 рублей.

Через день судьба сводит участника аукционов Ж.В.Г. и собственницу 3-комнатной квартиры 63,5 кв.м на 4 этаже дома нужного года постройки. Как-то быстро горшок крышку нашел! Но и это еще не все!

Хозяйка квартиры дает участнику аукционов Ж.В.Г. карт-бланш почти на 900 тыс. рублей, оценив свое жилье в соответствии с рыночными ценами – не менее 1 200 000 рублей. Воистину, аукцион – азартная игра! Для тех, кто понимает, конечно.

Но в этот раз  поиграть не удалось. Оказался Ж.В.Г единственным участником аукциона, а хозяйка квартиры  порадовалась нереально большой сумме, вырученной от продажи своей недвижимости. И опять все довольны.

Аукцион № 21 от 31.05.2016.

Слабо: декабре 2015 года купить квартиру в общаге на ул.Лесной за 380 тысяч рублей, в январе 2016 стать собственником квартиры, не вселяться в нее, не содержать, не платить коммуналку и  ровно через полгода получить на руку 897 тысяч рублей?

«Поллимона»  чистой прибыли за каких-то 6 месяцев! Такую доходность, наверно, ни один банк не предложит. А вот единственный участник  и честный альтруист Ж.В.Г. хозяйке квартиры смог предложить!  Учитесь.

Факты впечатляют? Не то слово! Кричат, вопят, визжат, верещат, руками машут, чтобы внимание привлечь. Но – безрезультатно.

Всё вышесказанное – информация к размышлению и не только…

 

Обман зрения?

Аукцион № 40 от 29.06.2016.

Открываем сайт закупок, смотрим. В аукционной документации, утвержденной председателем Комитета, цена закупаемой квартиры указана — 1 500 000 рублей, в инфрмцинной карте аукциона — 1 500 000 рублей, в техническом задании — 1 500 000 рублей, обоснование начальной МАКСИМАЛЬНОЙ цены контракта (НМЦК) — 1 500 000 рублей, контракт заключен по цене 1 540 000 рублей. Стоп! Промываем глаза, протираем очки, меняем линзы: аукционная документация — 1 млн. 500 тысяч, контракт на 1 млн. 540 тысяч. 40 тысяч откуда взялись? Еще раз проверяем, еще и еще… Ничего не меняется. Бред! Пробуем разобраться.  А! Вот где собака порылась — в извещении об аукционе цена закупаемой квартиры прописана — 1 540 000 рублей. Упс, оказывается зрение в порядке,  просто ошибочка вышла! Бывает. Ошибки несложно исправить: изменить извещение или отменить аукцион (порядок четко прописан).

Но!!! При любом раскладе цена муниципального контракта не может превышать максимальную начальную цену, указанную в аукционной документации! НЕ МОЖЕТ! Это закон. Иначе не может быть, потому что не может быть НИКОГДА!

Комитет смог…

В результате в муниципальную собственность была приобретена квартира по аукциону, которого фактически не было: аукцион на закупку квартиры по начальной цене 1 540 000 рублей 29.06.2016 не объявлялся, а квартира за эту цену приобретена.

Где в этом случае антимонопольная служба? орган, контролирующий закупки? правоохранительные органы, наконец? Или полтора миллиона рублей  с лишними 40 тысячами — не деньги в маштабах местного бюджета?

Вообще, создается впечатление, в документацию аукциона № 40 никто не заглядывал: ни подавший заявку участник Ж.В.Г., ни аукционная комиссия Комитета, которой по штату положено сверять представленные на аукцион заявки участников с аукционной документацией, размещенной на сайте закупок. Или же у членов аукционной комиссии проблемы со зрением. Третьего не дано. Иначе бы ошибку заметили и контракт, противоречащий требованиям закона,  не был бы заключен.

 

Пресловутый сороковой.

Вообще, аукцион № 40 — кладезь непознанного.

Про ясновидение его участника уже речь шла выше, повторяться не будем, про завышение начальной цены контракта и про то, что муниципальный контракт, в принципе, в данном случае не мог быть  и не должен был быть заключен — тоже.

Есть и не менее интересные обстоятельства.

Нотариальная доверенность от собственника на Ж.В.Г. оформлена 29.06.2016 скорее всего в рабочее время (ну, днем же нотариус работает), в тот же день в 19:13 часов местного времени, т.е. уже во вторую, вечернюю, смену, Комитет выставляет на сайт документацию об аукционе на квартиру с подходящими характеристиками.

В доверенности собственница планирует продать квартиру не менее чем за 1 250 000 рублей, аукцион объявляется по начальной цене 1 500 000 рублей (или 1 540 000 рублей), считай, на 300 тысяч поболее, чем хотелось бы хозяйке, которая и хозяйкой-то стала совсем недавно.

Вот жила-была в поселке Буланаш многодетная мама с 4 детишками в квартире, которая принадлежала другому лицу. Все честь по чести: все прописаны, все жильем пользуются. 31.05.2016 мама покупает квартиру, в которой все живут,  за 1 млн. рублей (право единоличной собственности зарегистривано 14.06.2016). Разумно поступает и явно в интересах детей, чтож им мыкаться по съемному жилью. Однако  через 15 дней после регистрации права за ней собственности многодетная мать выдает доверенность Ж.В.Г. на продажу квартиры с поручением продать ее «не менее чем за  1 млн. 250 тысяч рублей», видимо, тоже в интересах несовершеннолетних. В обеспечение заявки Ж.В.Г. мамочка платит 15 тыс. рублей, в обеспечение контракта 22.07.2016 — 77 000,00 рублей. Скажем так — хорошие деньги, а учитывая только что произведенные расходы на приобретение квартиры, которую сразу после покупки выставили на продажу — почти нереальные деньги для  многодетной мамочки, даже с учетом материнского капитала, если, конечно, он изначально использовался при покупке квартиры.

Конечно, все обеспечение подлежит возврату: оформи договор, к определенному сроку выпиши себя и детей, погаси коммунальные долги (если они имеются, конечно на момент регистрации контракта в Росреестре),  получи от Комитета в течене 30 дней с даты заключения контракта деньги за квартиру и после регистрации в Росреестре перехода права собственности на квартиру и передачи квартиры Комитету вся сумма обеспечения контракта вернется к продавцу-собственнику квартиры. Таковы условия всех без исключения контрактов Комитета.

В сороковом аукционе обеспечение многодетной мамочке Комитет вернул через 14 дней после заключения контракта — 05.08.2016. Реально было выполнить обеим сторонам все условия контракта, перечисленные выше. Конечно нет. Кто поверит, что за столь короткий срок мамочка сможет всех снять с регистрационного учета и погасить долги вплоть до момента регистрации в Росреестре? Кроме того, известно, что на 10.08.2016 семья из квартиры не выписалась и коммуналку не погасила.

Заметьте, условиями контракта предусмотрены штрафы и пени. Если продавец в срок не исполнит или неполностью исполнит  свои обязательства, то в этом случае, штрафы и пени удерживаются из суммы обеспечения, т.е. вся перечисленная продавцом Комитету сумма обеспечения контракта уже не возвращается.

Кстати, предусмотренные контрактом штрафные санкции – 10% от цены составляют 154 тыс. рублей. Даже сумма обеспечения штраф не перекрыл бы в случае ненадлежащего исполнения контракта со стороны многодетной матери. Пени за несвоевременную выписку семьи из квартиры Комитет не удержал.

Получается, Комитет преждевременно возвратил мамочке всю сумму обеспечения без остатка. На момент возврата денег контракт не был исполнен. За многодетность такие преференции?

Хотя вряд ли за многодетность, какие-то иные подводные камни, похоже, имеются.

 

Подводные камни денежного обеспечения.

На примере аукциона № 40 уже показан порядок возврата обеспечения контракта, а само понятие «обеспечения исполнения контракта» и его суть как-то остались без внимания.

Закон № 44-ФЗ о государственных и муниципальных закупках требует от участников, признанных победителями электронных аукционов, ДО момента заключения контракта перечислить заказчику 5% от начальной цены, указанной в аукционной документации, иначе контракт нельзя будет заключить, а заключенный без обеспечения контракт будет признан ничтожным.

Внесенные до момента заключения контракта денежные средства на указанный заказчиком счет, представляют собой обеспечительный платеж, денежный залог, который защищает интересы заказчика от недобросовестности контрагента.

Учитывая, что цены на квартиры в большей части измеряются миллионами рублей, суммы обеспечения, согласитесь, совсем не маленькие. Продавцу (собственнику квартиры), пожалуй, трудновато отыскать требуемые десятки,а иногда и сотни, тысяч рублей.

По условиям аукционов, объявленных Комитетом в 2016 году, возврат перечисленных собственниками сумм обеспечения может растянуться на месяцы. Судите сами: до 30 дней с момента заключения контракта дается Комитету на оплату стоимости закупаемой квартиры, 10 дней (да плюс выходные) — регистрация перехода права собственности в Росреестре, после регистрации — погашение коммунальных долгов продавцом вплоть до дня регистрации и затем только передача квартиры Комитету. Вообщем, на круг месяца два выходит, т.е. приблизительно на этот срок продавцы квартир должны рассчитывать, что из их личного бюджата будет временно изъята приличная сумма.

Добровольно участвуя в аукционе, продавцы принимают к сведению и соглашаются с условиями аукционной документации и, как следствие,  с вынужденными финансовыми неудобствами. Для них главное — найти сумму обеспечения и оплатить ее своевременно, вовремя подписать контракт, ну и, естественно, чтобы все деньги вернулись обратно — своевременно и в полном объеме выполнить условия заключенного контракта.

Почему тогда Комитет игнорирует самим же установленные условия возврата обеспечения?

Почему Комитет возвращает суммы обеспечений не только, не дожидаясь регистрации перехода права собственности на квартиру, погашения собственниками коммунальных долгов и передачи квартиры, но даже (!) не заплатив собственнику стоимость приобретаемой квартиры (только контракты по аукционам с участником Ж.В.Г. №№ 6,14,16,21,22,27,31,33, 36,37,38,57).

По 6-ти  контрактам с участием Ж.В.Г. вся сумма обеспечения возвращается продавцу через 1-3 дня после заключения контракта (№№ 6, 21,22,27,31,33), по двум — через 6 дней (№№ 57,58), по четырем — через 14 (№№ 36,37,38,40).

Еще любопытный момент: 16.06.2017 было заключено 3 контракта: 1 — с ООО, 2 — с Ж.В.Г. По контрактам с Ж.В.Г. суммы обеспечения в размере 101629,00  и 58001,30 рублей  Комитет возвращает собственникам квартир через 14 дней после заключения контрактов и до полной оплаты стомости квартир, а по контракту с ООО (сумма обеспечения поменьше — 57494,00 рублей) — через 49 дней после заключения контракта и через 9 дней после полной оплаты квартиры.

Странные и необъяснимые приоритеты.

Что за необходимость была у Комитета  возвращать деньги так быстро, игнорируя условия контрактов? Ведь не из одного же источника черпали денежные средства на оплату обеспечения своих контрактов такие разные собственники квартир, которых объединяет только факт выдачи ими доверенности одному и тому же физическому лицу, но в разное время.

Сам факт возврата суммы обеспечения до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту полностью перечеркивает суть обеспечительной меры, предусмотренной законом и защищающей интересы муниципального заказчика в период исполнения заключенного контракта.

 

Выводы финансовых проверок.

Не  будем оригинальны, приведем только цитаты из пресс-релизов контрольных органов. Читайте, думайте, анализируйте! Это того стоит!

Министерство финансов Свердловской области:

«Проверкой установлены нарушения законодательства Российской Федерации и Свердловской области…»

«Субсидии областного бюджета на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда неправомерно израсходованы на оплату жилых помещений, общая площадь которых превышает общую площадь ранее занимаемых гражданами жилых помещений, и подлежащих оплате за счет средств местного бюджета, а также на приобретение квартир по цене выше предложенной собственниками жилых помещений, что не соответствует принципу эффективности расходования средств областного бюджета…»

Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа:

«закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р, а именно  услуги по покупке и продаже жилых зданий (ОКПД 70.12.11.000) в 2015 году следовало осуществлять путем проведения электронного аукциона, проведение открытого конкурса не предусмотрено…»

«при расчете НМЦК Комитет применял метод сопоставимых рыночных цен, используя ценовые предложения с сайтов о продаже квартир в которых предложенная цена не является среднерыночной; достоверность и объективность подхода Комитета к определению и обоснованию НМЦК на приобретение жилых помещений в рамках соблюдения требований Закона № 44-ФЗ не обеспечена…»

«при организации электронных аукционов в 2016 году Комитет не в полной мере руководствовался потребностями городского округа, произвольно осуществляя закупки жилых помещений…»

«из аукционной документации по 39 объявленным аукционам, размещенной в ЕИС, установлено, что информация о поставщике содержит адрес электронной почты, которая является официальной электронной почтой Комитета…»

«муниципальный контракт от 22.07.2016 является недействительным, т.к.  закупка № 016230005576000040 совершена по электронному аукциону, который фактически не проводился…»

«в 20 из 39 объявленных аукционах заказчиком применен нормативный метод расчета НМЦК; обоснование применения нормативного метода отсутствует…»

«неправомерный расчет и необоснованное завышение НМЦК при объявлении аукционов повлекли заключение 17 муниципальных контрактов по приобретению жилых помещений для нужд Артемовского городского округа по значительно завышенным ценам…»

«приемка квартир, экспертиза исполнения контрактов Комитетом не производилась…»

«обеспечение исполнения контрактов Комитет возвращал практически сразу после их заключения (в 8-ми квартирах на момент заключения контрактов были зарегистрированы жильцы; не имеется справок об отсутствии задолженности Продавцов квартир по содержанию жилых помещений до момента перехода права собственности)…»

«Комитетом не применялись неустойка (пени за просрочку исполнения обязательств) и штрафные санкции за несвоевременное или ненадлежащее исполнение Продавцами…»

Счетная палата Артемовского городского округа:

«В 2016 году семнадцать из восемнадцати контрактов на приобретение жилых помещений (на общую сумму 24 170,9 тыс. руб.) заключены с единственным поставщиком, так как электронные аукционы признаны несостоявшимися в связи с тем, что подавалась только одна заявка. Цена заключенных контрактов равна начальной максимальной цене контракта…»

«В нарушение пункта 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ Комитетом не проводилась экспертиза приобретаемых жилых помещений…»

«В нарушение части 2 статьи 22 Закона № 44-ФЗ при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)  в расчет включались не идентичные и не однородные квартиры, что привело к значительному завышению НМЦК и приобретению жилых помещений по ценам выше рыночных…»

«При расчете НМЦК без учета средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, включенных в расчет, формировалась завышенная цена контракта…»

«В 2016 году Комитет при определении НМЦК при расходовании средств областного и местного бюджетов на приобретение жилых помещений для граждан, подлежащих отселению из непригодного для проживания жилья, необоснованно  применял среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Артемовском городском округе на 2015 год в сумме 33 820,0 руб., утвержденную Постановлением № 245-ПА, что привело к приобретению жилых помещений по ценам выше рыночных. Бюджетные средства на приобретение жилых помещений в сумме 11 908,2 тыс. руб. расходовались неправомерно…»

По всем финансовым проверкам контрольными органами в защиту областного и местного бюджетов вынесены предписания или представления.  На сайтах контрольных органов информация о принятых  мерах отсутствует.

Минфин Свердловской области копию своего акта плановой выездной проверки направил  в прокуратуру Свердловской области.

Ждем результатов проверок?

 

Кто прав или  кто виноват? И как с этим бороться?

Нарушения есть, не зря финорганы оказались столь единодушны.

Вопросы, кто прав, а кто виноват в неэффективном расходовании бюджетных средств? и кому это выгодно? появились в 2017 году при проведении финансовых проверок, но, к сожалению, пока зависли в воздухе.

Вроде сказано «А», а  «Б» никем не произносится. Правоохранители тоже  молчат.

Расчет начальной, и, по мнению проверяющих, завышенной,  цены закупаемых Комитетом жилых помещений производил ответственный за заключение контракта.

Аукционную документацию подписывал председатель Комитета, он же – руководитель контрактной службы, он же – председатель аукционных и конкурсных комиссий. Все в одном флаконе.

Вопросы о соответствии заявок участников документации о конкурсах и аукционах, опубликованных Комитетом в сети интернет, и о возможности заключить муниципальные контракты на приобретение предложенных участниками квартир, в 2015 и 2016 годах решали соответствующие комиссии.

Муниципальные контракты по итогам открытых конкурсов и электронных аукционов от имени Комитета заключал его председатель.

При наличии выявленных проверяющими нарушений и установлении ими  фактов неправомерно и неэффективно израсходованных в 2015 и 2016 годах бюджетных средств (наших с вами, уважаемые налогоплательщики, денег) результат весьма впечатляющ: ответственный за заключение муниципальных контрактов после финансовых проверок 2017 года в Комитете уже не работает, тихо и мирно уволился, по слухам, по собственному желанию (может даже с повышением, но не знаем — не знаем). А председателю Комитета (он же – руководитель контрактной службы, председатель аукционных и конкурсных комиссий и лицо, ставящее свою подпись на контрактах с завышенными ценами на приобретаемые квартиры) в октябре 2017 года  в качестве наказания объявлено ЦЕЛОЕ замечание, не половинка, а целое!  Ух, как страшно!

И это за неправомерное (вывод Счетной палаты) расходование  бюджетных средств на приобретение жилых помещений в сумме 11 908,2 тыс. руб. вверенным председателю Комитетом?

Круто!

Виноватых нет и бороться не с кем?

Неужели не найдется соответствующий компетентный орган, который более детально сможет проверить выявленные финансовыми проверками факты и установить, а что с закупками квартир на самом деле было-то?

Главу девятнадцатую уголовно-процессуального кодекса пока еще никто не отменял.

 

ДЕ ЖА ВЮ или ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ?

11.10.2017 на сайте закупок Комитет объявил 6 аукционов по покупке квартир в городе Артемовский: 2-однокомнатные, 2- двухкомнатные и 2 – не менее 3 комнат.

И вновь чистой воды ограничение конкуренции: квартиры должны находится в новом многоквартирном доме капитального исполнения  не ранее 2017 года постройки и (особая оговорка!) впервые выставляться на продажу.

Уважаемые  жители! Много вы знаете в городе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в нынешнем году? Похоже – только один и имеется. Других просто нет. Соответственно, и застройщик, то бишь собственник всех квартир в доме – тоже один.

С кем аукционы Комитет собирается проводить? Явно других предложений, кроме  как от единственного застройщика (или его представителей)  поступить не может.

Заведомо аукционы проводятся для единственного участника, соответственно, снижение начальной максимальной цены, объявленной Комитетом, не будет. Тогда зачем аукцион? Полная профанация и очковтирательство.

Одну квартиру в доме 2017 года постройки разыграли на фестивале «Уральские самоцветы». Фонарики и блокнотики на выборах все помнят? А вот другие квартиры, видимо, не продаются. Надо их как-то пристраивать.

Надо, конечно, все понятно.  Но ведь не таким же нахальным способом и за счет средств бюджета? И скажем, совсем нехилых средств.

29.09.2017 местная администрация за подписью первого зама главы округа выпускает постановление №1065-ПА, где черным по белому прописано, что 1 кв.м  общей площади на первичном рынке в г. Артемовский стоит 40 тысяч рублей.

Хорошая цена за новые квартиры, и новые квартиры для муниципалитета тоже хорошо, кто бы спорил.

Но причем тут конкурентный способ закупки при отсутствии какой-либо конкуренции? Правда, в этом случае нормативный способ определения начальной максимальной цены обоснован, т.к. анализ рынка нового жилья в Артемовском городском округе провести действительно сложно.

Однако и тут не очень приглядная тенденция, как говорится,  уши выставила: все 6 аукционов на новое жилье объявлены Комитетом ровно через 7 рабочих дней после издания администрацией постановления о средних рыночных ценах на жилье.

И если по старому нормативному акту, действовавшему в 2017 году, эти же новые квартиры  можно было приобретать в муниципальную собственность за 33,8 тыс. рублей за кв.метр, то с 29 сентября 2017 года  уже за 40,0 тыс. рублей.

Соответственно, разница в начальной цене, выставленных на аукцион 6 квартир, значительная – 1 490 356,00 рублей (238 кв.метров общей площади шести  квартир умножь на  6 262,00 рублей разницы в средних рыночных ценах).

Еще есть и седьмой аукцион, тоже объявленный Комитетом в октябре 2017 года, где  закупается квартира или часть жилого дома  в селе Мироново. Начальная цена также как и в случае с новыми городскими квартирами определена нормативным методом: площадь квартиры умножается на 17 910,00 рублей.

Метод сопоставимых цен (анализ рынка недвижимости) не применялся. Так и получилось, что закупается в селе Мироново благоустроенная трехкомнатная квартира с унитазом (без ванной и умывальника) за 1 млн. 333 тыс. рублей. Любого года постройки, ну вообще любого, лишь бы благоустроенное. Правда, уровень благоустройства не прописан. Опять и снова вопросы, вопросы…

Конечно же, проще метры умножить на рубли и не мучиться анализом рыночных цен в конкретный отрезок времени в конкретном населенном пункте. Но ведь, априори, при применении метода сопоставимых цен начальная цена закупаемого жилья заметно меньше, что подтверждают и закупки прошлых лет и материалы проверок. Неужто, бюджетных денег не жалко?

Следует подчеркнуть, что средняя рыночная цена одного квадратного метра на вторичном рынке в селе Мироново, по новому постановлению администрации  оказалась гораздо больше, чем в селах Мостовском и Покровском и в поселке Незевай, а в поселке Буланаш – больше чем в городе. Как-то так интересненько получается.

Прошлый опыт приобретения жилья в муниципальную собственность, похоже, никого ничему не научил. Грустно.

Может, все-таки когда-нибудь что-нибудь и как-нибудь да изменится?

И все, без исключения, организации и должностные лица будут всегда и только —  «ЗА» честные закупки!

Хочется верить.

 

Р.S. или СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ

1 ноября 2017 года вдруг захотелось проверить собственный прогноз по приобретению Комитетом новых квартир, сделанный до окончания подачи заявок по аукционам, размещенным в сети 11 октября 2017 года.

Все семь аукционов завершились, во всех было по одному единственному участнику.

ВАУ! Здравствуйте, я – Ваша тетя! Вернее – дядя. Опять отметился непотопляемый участник Ж.В.Г., который из поселка Буланаш уже добрался до села Мироново. Шустрит «парнишша»! Третий год на коне по округу скачет.

Правда,  в этот раз уж очень сильно обломалось ему – его единственную заявку на потенциальную мироновскую квартиру с унитазом, но без ванны и умывальника, которую Комитет оценил в  1 млн. 333 тыс. рублей,  признали не соответствующей аукционной документации – стены в туалете оказались не те. Кто-то, видимо, забыл в туалет заглянуть, когда техзадание готовил…

Бывает.  Исправят, думается. Какие еще наши… деньги!

А вот в части 6 квартир из новейшей истории прогноз подтвердился на все 100%: один дом, один участник, 6 жилых помещений, 6 контрактов на общую сумму более 9,5 миллионов рублей.

Дом: квартал Березовая Роща, 10.

Квартиры: №№ 1, 2, 3, 5, 7, 10.

Участник: ООО «Егоршинская строительная компания» в лице директора Галочкина Николая Ивановича.

Право собственности участника на квартиры: с 05.09.2017.

Средние рыночные цены на жилье власть увеличивает 29.09.2017.

Аукционы объявляются 11.10.2017.

Контракты: №№ 42, 43, 44, 45, 46, 47 от 30.10.2017

Цена вопроса: 9 539 516 рублей.

Поздравляем участника, в нелегкой аукционной борьбе с ветряными мельницами добившегося сокрушительной победы! Награждение бюджетными деньгами! Красная лента! Фанфары! Занавес…

Честно?

Ничего против приобретения в муниципальную собственность новых квартир не имею.

Только приобретаются эти новые квартиры как то уж очень некрасиво, и очень нечестно.

Изначально проведение аукциона как такового (т.е. участие в электронном аукционе нескольких лиц) и, соответственно, уменьшение начальной максимальной цены вообще не планируется.

К покупке квартир городской властью корректируются (читай – увеличиваются) цены за квадратный метр (постановление подписано первым заместителем главы).

При объявлении аукционов ДО 29.09.2017 общая начальная цена тех же объектов закупки составила чуть больше 8 млн. рублей, ПОСЛЕ – почти на 1,5 млн. больше. Кому выгодно? Не бюджету – это точно.

Профанация все это, заточенная под конкретного участника и конкретное жилое помещение, а не электронные аукционы.

Честные закупки Комитету не нужны? И никому не нужны?

А нам с вами?

Максим Алистов

 

Поделись с друзьями:

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Другие новости: