Областной суд аннулировал кредитный договор, оформленный мошенникамиВ апреле 2017

Областной суд аннулировал кредитный договор, оформленный мошенниками

В апреле 2017 года Наталья Ф. заключила договор обслуживания с ВТБ 24. Женщине открыли счет, предоставили доступ к ВТБ24-Онлайн. В июле 2022 года Наталья потеряла карту, о чем сразу сообщила на «горячую линию» банка и попросила карту заблокировать. Однако через несколько дней в банк якобы от имени Натальи поступил запрос смены пароля для доступа в «ВТБ-Онлайн». Соответствующий код сотрудник банка направил на телефон клиентки. Сразу за этим от имени Натальи через мобильное приложение была составлена заявка на заключение кредитного договора, кредит был одобрен и денежные средства в размере 96 177 рублей перечислены на банковский счет клиентки. Но пролежали там не больше часа – двумя суммами деньги были переведены на счет другого лица.

На следующий день Наталья Ф. обратилась в правоохранительные органы по факту оформления на ее имя кредитного договора. Также женщина обратилась в Банк ВТБ (ПАО) с заявлением о пересмотре условий кредитного договора и возврате перечисленных денежных средств. Но оно было оставлено без удовлетворения. В ходе проверки сотрудники полиции установили, что кредитный договор действительно был оформлен через личный кабинет Натальи, но СМС-сообщения от банка на ее телефонный номер не поступали. Неизвестным лицом была оформлена переадресация на другой телефонный номер, на который и поступали все сообщения банка.

Наталья Ф. обратилась в Артемовский городской суд с иском к Банку ВТБ (ПАО) о признании кредитного договора недействительным, не заключенным, о взыскании компенсации морального вреда. Но суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований. Наталья подала апелляционную жалобу в Свердловский областной суд.

Судебная коллегия по гражданским делам, рассмотрев материалы дела, отметила, что банк был своевременно уведомлен клиентом о блокировке банковской карты в связи с ее утратой, и в телефонном разговоре клиентка отказалась от предодобренного кредита. Несмотря на это банк не только предоставил код доступа к личному кабинету и оформил кредитный договор, но и перевел деньги на счет третьего лица. Действия ответчика суд не смог признать добросовестными. В соответствии с законом «О национальной платежной системе», оператор, при выявлении признаков осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан приостановить исполнение распоряжения о совершении операции.

Судебная коллегия признала кредитный договор незаключенным. Свердловский областной суд отменил решение Артемовского городского суда и частично удовлетворил исковые требования истца, взыскав с банка 10 тысяч рублей компенсации морального вреда и 5 тысяч рублей штрафа.